usd480.55eur533.75rub5.36cny67.85
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Утилизационный сбор: Куда уходят деньги, в какие кошельки?! 15.07.2019 в 10:51 738 просмотров

Избить слабого и отобрать у него то, что тебе нужно всегда легче, чем противостоять сильному противнику. Сколько бы Елбасы, Президент и руководители Министерства сельского хозяйства ни говорили о поддержке фермеров и сельхозпроизводителей, всегда найдется какое-нибудь ведомство, которое вопреки национальным интересам и здравому смыслу будет пытаться тянуть одеяло на себя. 

В разгар аграрного сезона 2019 года таким ведомством решило выступить Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. МИИР решило ввести сбор за утилизацию сельхозтехники в размере 10% от её стоимости и собирать его при импорте иностранной сельхозтехники. Деньги собираются пустить, якобы, на поддержку отечественного машиностроения, что само по себе уже оксюморон. 

Для неискушенного читателя объясню. Уровень локализации (казахстанского содержания) в любом нашем машиностроении не достигает и 10% - это я поясню любому министру на пальцах, а все его расчеты, куда включают оплату электричества, зарплаты бухгалтера предприятия и вывоз мусора – можно смело выкинуть на помойку, в них нет ни капли правды. 

Всё что мы можем – это установить талдыкорганский аккумулятор, алматинское стекло и резиновый коврик, сделанный где-нибудь под Каскеленом. Еще, конечно, наклейку отечественного производства. Ну, и цифры в отчетности приписать, чтобы поднять уровень отечественного участия в сборке иностранной техники. В итоге белорусский трактор становится семипалатинским - очень удобно в рамках ЕАЭС. 

Как выглядит обычное машиностроение в Казахстане, точнее машиносборка, если уж называть вещи своими именами? Всё очень просто – на завод приезжает разобранный комбайн (внедорожник, седан), мы его собираем, отменяем пошлины и НДС на ввоз, отменяем НДС припродаже, поскольку это отечественное производство, платим субсидии (в случае с сельхозтехникой), собираем машину на заводе, закручиваем болты и гайки, красим импортной краской и наклеиваем красивую наклейку с отечественным названием. Однако, этих скидок чиновникам кажется мало и теперь продвигают решение по утилизационному сбору.

При этом, у некоторых должностных лиц хватает наглости заявлять, что мы можем конкурировать не только по цене, но и по качеству с импортными производителями. Так, Николай Пархоменко – директор по развитию сельхозмашиностроения Ассоциации Казахстанского Автомобильного Бизнеса (АКАБ), заявляет, что собираемые на территории Казахстана комбайны, ничем не уступают по качеству мировому лидеру John Deere, а по цене в 3 раза дешевле продукции мирового магната. 

В таком случае, уважаемый Николай Пархоменко, хотелось бы спросить – почему Казахстан не занял свою лидирующую нишу в сфере торговли сельскохозяйственной техники? Впрочем, Николай может не отвечать – вопрос риторический. 

А вот проследить логическую цепочку последствий введения утилизационного сбора не сложно. Удорожание импортируемой техники – повышение себестоимости продукции – повышение цен на хлеб (мясо, молоко, овощи). Так было и так будет всегда. Сначала государство поднимает цены на дизельное топливо, потом народ возмущается ростом цен на сельхозпродукцию. 

Интересно, чем будет парировать в этом случае АКАБ? Предложением техники отечественной сборки? Простите, ребят, но я уже достаточно пребываю в агропромышленном комплексе, чтобы вестись на такие уловки. Вы уже дали нам отечественные самолеты «Фермер», построили самый большой мясокомбинат и даже обеспечили планшетами отечественного производства. 

Пользуйтесь этим всем сами и дальше, а пшеницу надо убирать, сено заготавливать и землю пахать. Притом что вы можете сколько угодно рисовать на своих бумажках понятные только вам цифры с рекордными урожаями и конкурентоспособностью «отечественного» машиностроения, фактический и реальный урожай, ровно как и способность конкурировать, всё равно к этому имеет весьма посредственное отношение. 

Кого мы обманываем, самих себя? Признайтесь уже, что на выходе «отечественного машиностроения» мы получаем сельхозтехнику по цене дороже, чем, если такую же привезти с завода. Ведь её надо разобрать, собрать, заплатить зарплаты, налоги и еще немного заработать. 

Восемь профильных аграрных ассоциаций подписали письмо президенту Казахстана с просьбой обратить внимание на данную ситуацию, вмешаться и разобраться с вопросом. Это, собственно, большинство имеющихся в Казахстане аграрных профильных объединений. Их поддержали АМТК* и Ассоциация производителей сельхозтехники Германии. 

Но, видимо, «поддержка отечественного машиностроения» важнее стоимости сельскохозяйственной продукции, которая, после принятия этого закона, по вполне объяснимым причинам будет расти.

И еще один немаловажный момент. Утилизационный сбор предполагается уплачивать не в департамент госдоходов, а в частную компанию ТОО «Оператор РОП». 

Так уже было, когда в начале 2000-х сбор за регистрацию ГРНЗ и переоформление документов оплачивался в ТОО «Дана». Так есть и сейчас, когда проект «Сергек» запущен в режиме государственно-частного партнерства и оплата штрафов уходит в частную компанию. 

Но, одно дело – штраф за превышение скорости, а совсем уже другое – удорожание хлеба, молока, овощей и мяса. 

Кирилл Павлов, Фонд-Бюро Расследования Коррупции

Ссылка на источник

Вернуться к списку новостей