
Минсельхоз Казахстана вынес на обсуждение проект Правил выплаты субсидий на удешевление экспорта пшеницы. На эти цели планируется выделить из республиканского бюджета 40 млрд тенге, что позволит просубсидировать вывоз 2 млн тонн зерна.
Это второе публичное обсуждение данных правил. В этот раз проект предусматривает, что, кроме поддержки компаний-экспортеров, субсидированию будут подлежать и расходы национальной компании в сфере АПК при вывозе зерна. В зависимости от направления экспорта, норматив субсидирования на транспортные расходы составит 20 тыс. или 30 тыс. тенге за тонну.
Выплата субсидий предполагается при перевозке зерна по следующим направлениям:
- транзитом через территорию РФ в направлении портов Азовского, Черного и Балтийского морей - 20 тыс. тенге за тонну;
- транзитом через территорию РФ, Латвии, Литвы и Эстонии в направлении портов Балтийского моря - 30 тыс. тенге за тонну;
- транзитом через территорию РФ с назначением в Латвию, Литву и Эстонию - 20 тыс. тенге за тонну;
- транзитом через территорию Азербайджана и Грузии в направлении портов Черного моря - 30 тыс. тенге за тонну;
- транзитом через территорию Туркменистана назначением в Афганистан - 20 тыс. тенге за тонну;
- транзитом через Туркменистан назначением в Иран - 20 тыс. тенге за тонну;
- транзитом через территорию КНР в направлении стран Юго-Восточной Азии - 30 тыс. тенге за тонну;
- в Азербайджан, Грузию и Армению - 20 тыс. тенге за тонну.
Отдельно оговариваются условия субсидирования для Продкорпорации. Кроме упомянутых направлений, будут выделены в субсидии в размере 20 тыс. тенге за тонну при экспорте пшеницы в Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Китай.
Во время обсуждения трейдеры обратили внимание на то, что это ставит их в неравные условия с Продкорпорацией при поставках зерна на рынки Средней Азии. Кроме того, в случае субсидирования экспорта пшеницы в Среднюю Азию, пострадают интересы казахстанских мукомолов - их продукция не сможет конкурировать с мукой собственного производства этих стран, которые смогут получать из Казахстана более дешевое сырье (пшеницу) для своих мельниц.
Обсуждения будут продолжаться до 16 февраля.
Правила коснутся перевозки зерна с 1 января до 1 сентября 2025 года, то есть, до начала массовой уборки следующего урожая.
Как отмечает Минсельхоз, поддержка вводится во избежание затоваривания внутреннего рынка, в целях высвобождения элеваторных мощностей и изъятия излишков зерна с рынка.