История с введением экспортной пошлины на подсолнечник и попытками аграрного бизнес-сообщества выстроить конструктивный диалог с Заместителем Премьер-Министра, курирующим АПК, и Министерством торговли наглядно демонстрирует истинную цель введения ограничения на экспорт подсолнечника. И она касается не столько вопросов обеспечения внутреннего рынка маслом подсолнечным и стабилизацией цен на него, а больше связана с заботой почему-то Министерства торговли, а не Министерства промышленности о загрузке производственных мощностей производителей масла.
О том, что это решение принято необоснованно и привело некогда рентабельную сельхозкультуру к убыточности ее производства эксперты аграрного рынка информируют государственные органы постоянно с марта 2023 года.
Негативные последствия от ограничения экспорта подсолнечника особенно проявились в текущем сезоне на фоне низкого и некачественного урожая, а также заметного снижения доходов зернопроизводителей по всем сельхозкультурам. При этом надежды зернопроизводителей компенсировать эти потери за счет доходов от продажи подсолнечника по справедливой рыночной цене не были поддержаны ни куратором АПК, ни Министерством торговли.
Так, при текущей экспортной цене 207 тыс. тенге (без НДС) за тонну подсолнечника производители масла предлагают зернопроизводителям в среднем 135 тыс. тенге (с НДС). И эта цена включает расходы по доставке подсолнечника до маслозавода. С учетом расходов на транспортировку окончательная цена за подсолнечник, как правило, составляет ниже 125 тыс. тенге. Потери дохода зернопроизводителей при текущих закупочных ценах с учетом НДС составляют не менее 91 тыс. тенге на каждой тонне подсолнечника или 45% от справедливой рыночной цены.
Чем руководствовалось Министерство торговли при введении пошлины и как использовались нормы Предпринимательского кодекса, чтобы избежать необходимости проведения анализа регуляторного воздействия расскажем в следующей части данного материала.
Продолжение (часть 2) по ссылке: https://www.grainunion.kz/ru/article/2992