Разработкой новой методики тарифообразования на услуги МЖС обеспокоены в Мажилисе. Депутаты обратились к Премьер-министру страны принять взвешенное решение без резкого изменения методологии, сообщает агентство АПК Новости.
«За последние три года регулируемые тарифы на железнодорожные перевозки выросли вдвое. В 2023 году тарифы повышались трижды, в 2024 году – пять раз, в 2025 году – трижды. Такая динамика свидетельствует об отсутствии предсказуемости тарифной политики в железнодорожных перевозках», - сообщил сегодня на заседании в Мажилисе депутат партии «AMANAT» Мукаш Искандиров.
Он также отметил, что с марта по июнь 2025 года АО «НК «ҚТЖ» применяло максимальные повышающие коэффициенты (так называемые «ценовые пределы») в ТРОЙНОМ размере к тарифам МЖС при перевозке экспортных грузов. Это привело к резкому росту стоимости экспорта, и в отдельных случаях, к закрытию предприятий.
К примеру, 3-х кратный рост экспортного тарифа ударил по стоимости кварцевого песка и 1 мая т.г. ТОО «Латон Маркет» было вынуждено остановить отгрузки. В свою очередь остановка работы завода создала риск срыва снабжения казахстанских строительных объектов стеклом и удорожанию себестоимости 1 м² жилья в Казахстане.
После негативных последствий для бизнеса Правительство отменило применение ценовых пределов.
«Вместе с тем, недавно Правительством принято решение заморозить тарифы до апреля 2026 года. Однако, это временная мера. КТЖ уже подала в Комитет по регулированию естественных монополий заявку на утверждение новых пятилетних тарифов, предусматривающих удорожание. При этом, планируемый рост тарифов на услуги МЖС на 2026-2030 годы до сих пор не опубликован.
В дополнение к заявленным пятилетним тарифам, КТЖ планируется в 2026 году планирует вернуться к прежним коэффициентам», - сказал депутат.
Однако, наибольшее волнение депутатов партии вызывает разработка новой методики тарифообразования на услуги МЖС. Согласно дорожной карте, утвержденной первым заместителем Премьер-министра Р.Скляром, КТЖ поручено разработать методику с учетом предложений госорганов и НПП «Атамекен» для выработки консолидированных подходов.
«Но, в результате, разработка новой методики тарифообразования на услуги МЖС проводится международной компанией PwC (прайс вотер хаус) за счет средств и по техническому заданию КТЖ, что создает условия для принятия большинства решений в пользу КТЖ», - отметил депутат.
На площадке «Атамекен» представители бизнес сообщества подготовили консолидированные предложения, однако они фактически не отражены в проекте новой методики. В частности, консультанты предлагают отменить дифференциацию тарифов по видам грузов и расстоянию перевозок, что не соответствует условиям Казахстана.
«Стоит отметить, что НПП «Атамекен» представила в Правительство анализ роста тарифов в сравнении с соседними странами, ставящий под сомнение обоснованность предлагаемой консультантами КТЖ новой методики. Однако, государственные органы не предоставили официальной позиции по данному анализу», - сказал Искандиров.
Несмотря на наличие нерешенных вопросов, КТЖ предлагает принятие новой методики в ускоренном режиме, что вызывает беспокойство бизнеса и риски для экономической стабильности.
Фракция партии «Amanat» обращается к Премьер-министру О.Бектенову с просьбой поручить Министерству национальной экономики РК и Министерству транспорта РК:
При утверждении тарифов на услуги МЖС на 2026-2030 годы:
принять взвешенное решение без резкого изменения методологии;
ограничить рост тарифов уровнем годовой инфляции для всех видов грузов;
установить максимальный ценовой предел на уровне не выше 1,0.
Совместно с НПП «Атамекен» провести независимую экспертизу новой методологии, планируемой к внедрению с 2031 года, представить расчеты влияния на экономику, отрасли и экспорт, а также приостановить продвижение концепции до согласования с бизнес-сообществом. Также просим Вас включить депутатов в состав Рабочей группы депутатов Мажилиса.