
Экспортеры Казахстана, реализовавшие пшеницу на дальние и нетрадиционные рынки сбыта, подали в Продкорпорацию 284 заявки на получение транспортных субсидий на сумму 14,3 млрд тенге. Всего в рамках данных заявок вывезено 625,1 тыс. тонн зерна. Об этом порталу ElDala.kz сообщили в пресс-службе Корпорации.
На сегодняшний день самыми популярными субсидируемыми направлениями являются Азербайджан - в эту страну вывезено 275 229 тонн пшеницы урожая 2024 года, а также страны Прибалтики – 203 555 тонн.
Экспорт через порты Черного моря составил 48 815 тонн, Балтийского моря (РФ) - 35 967 тонн. В Афганистан по субсидируемому маршруту (транзитом через территорию Туркменистана) экспортировано 37 032 тонны, в Грузию - 24 525 тонн.
Прием заявок на субсидирование ведется, но выплаты пока не начались.
«Выплаты субсидий на удешевление затрат, связанных с перевозкой зерна, по одобренным заявкам запланированы на ближайшее время. Корпорация находится в стадии реализации соответствующих процедур», - отметили в Продкорпорации.
По данным компании, все выплаты планируется осуществить в срок до 1 сентября 2025 года.
Напомним: Правила выплаты субсидий на удешевление стоимости затрат, связанных с перевозкой зерна, и Правила субсидирования расходов национальной компании в сфере агропромышленного комплекса, связанных с перевозкой зерна, введены в начале марта текущего года. Норматив субсидирования, в зависимости от направления, составляет 20 тыс. либо 30 тыс. тенге за тонну. Всего на данные цели планируется выделить до 40 млрд тенге, что позволит вывезти по этим направлениям 2 млн тонн пшеницы, освободив мощности хранения до приема нового урожая.
Вместе с тем участники рынка отмечают, что темпы отгрузок пшеницы по субсидируемым направлениям оказались ниже, чем ожидалось.
Учитывая ситуацию и экспортные возможности, в настоящее время Минсельхоз пересматривает норматив субсидирования при экспорте пшеницы в Афганистан с увеличением с 20 тыс. до 30 тыс. тенге за тонну.